'

Любовь - астролябия истины

ВХОД

РЕГИСТРАЦИЯ




Профессиональный Союз . . .

. . . Программистов России

Версия 4.10

(ИТ2Не - негосударственные некоммерческие организации работающие в секторе информационных технологий (ИТ))

(Статья для международной конференция по спортивному программированию, приуроченная к открытию учебно-тренировочных мероприятий (Москва, МФТИ, 2012)).

Предисловие.

В этой статье мы решили поговорить о 2Не организациях в целом и профессиональных союзах и профсоюзах (два разных функционала) — чуть подробнее. И это не только потому, что эта тема нам лучше знакома. Профсоюзы- это особый тип организаций, чья деятельность (наряду с политическими партиями) регламентируется отдельным законом, что говорит об их особой институциональной роли.

Есть соседняя тема касающаяся 3Не организаций (некоммерческих, негосударственных, не публичных). Отчасти — это зона серьезного профессионального риска, и поскольку эта зона риска в нашей отрасли бурно развивается и расширяется в последние годы, то эта тема заслуживает отдельного серьезного разговора. Для входа в эту проблему (3Не) можно прочитать нашу статью (она называется «Статья без названия и вне формата» и размещена  в журнале «Оборонные технологии 21 века здесь ). Она посвящена боевым вирусам, сопелам и войнам в электронном пространстве (ВЭП) и отчасти — проблемам связанным с 3Не организациями.

В связи с 3Не организациями, напомним наш любимый слоган:

“Профессионалы и Минздрав предупреждают: связи случайные — результаты печальные“.

Также способствует просветлению сознания прослушивание песни с печальным припевом о билете в один конец. И прежде чем соглашаться на выполнение «мутной» работы с непрозрачным клиентом , не лишним будет задуматься о том, сколько стоит в такой работе «обратный билет», если он вообще подразумевается. Слово «стоит» здесь надо понимать и фигурально, и буквально.

И ещё одно предварительное замечание. Наши предложения и суждения не надо считать окончательными жесткими и бесповоротными. Это всего лишь попытка начать глубокий систематический и конкретный разговор о проблемах нашей отрасли со всеми заинтересованными сторонами.

Введение.

Однажды Нильс Бор высказал сожаление по поводу специалистов приходящих к нему после университетов: «То, что они не знают физики — это плохо, но это не беда. Физике мы их научим. Беда, что они плохо подготовлены в области философии» (цитата неточная, по памяти, с точностью до смысла).

В части недостатков в области профессиональной подготовки — это грустная сторона этого факта. Относительно радостный аспект состоит в том, что эти проблемы есть не только у нас и не вчера появились, хотя это и слабое утешение для тех, кто хочет занять достойное место в международном разделении труда. У этой проблемы есть и внутри российский ракурс. У нас, как и наших зарубежных коллег, появилась ИТ - безработица при дефиците ИТ - специалистов. То есть у нас появилась структурная безработица. Это верный признак серьезных проблем с подготовкой и переподготовкой профессиональных кадров.

Сразу оговоримся, что проблема здесь не только и не столько в области образования. Проблема много глубже и отчасти её можно классифицировать как коммуникационную: мы участники рынка (государственные, коммерческие и некоммерческие) крайне мало, недостаточно структурировано и не очень эффективно общаемся, мало участвуем в стандартном образовательном процессе и потому вынуждены вплетать в свои производственные процессы ещё и образовательные, что плохо сказывается на нашей конкурентоспособности.

Вот и сейчас ситуация как в песне: «Мы странно встретились и странно разойдемся» - времени на серьезный обстоятельный разговор опять не хватит, хотя и место, и формат мероприятия как нельзя более подходящий. Дефицит времени не позволит нам развернуто поговорить о важном даже в рамках обозначенной нами темы. Поэтому придется «если не разжевать и проглотить», то хотя бы «поднадкусывать», надеясь на то, что начатый разговор будет иметь продолжение и для этого продолжения будут найдены место, время и соответствующие форматы.

Мешок с мечтами.

Один мудрый и добрый человек  в своей знаменитой речи постоянно повторял фразу: “У меня есть мечта“.

Так вот и у меня есть мечта, и не одна.

В частности, мне мечтается о том, что бы возникающие вопросы  мы обсуждали «до того как», а не «после того как», мечтается, что бы в ВУЗ-ах были предметы по профессиональной этике, проблемам социологизации профессионалов (проблемам входа и выхода «в» и «из» профессии), основам индустриальных технологий разработки компонентов информационных технологий, основам фриланса, удаленной индивидуальной и групповой работы, создания и работы в виртуальных организациях.

И пусть эти предметы будут факультативными. И лучше бы- если без оценок. Важно на практике реализовать системный подход к выбору учебных дисциплин, по максимуму снять проблемы возникающие у молодых специалистов и их работодателей в начале их совместной трудовой деятельности.

Нашу совместную задачу в части образования, мы видим в том, чтобы максимально распахнуть двери учебных аудиторий во внешний мир, подав на образовательный стол максимальное количество вкусных разнообразных и актуальных блюд, сместив акцент с насилия в формате обучения на предоставление максимально широких возможностей для свободного выбора. Иначе говоря, мы предлагаем дать гораздо больше свободы студентам, а свобода это прежде всего — выбор: важно, что бы можно было выбирать и было из чего выбирать с учетом планируемой узкой конкретной профессиональной ориентации и конкретных условий труда.

Ещё мечтается, чтобы и коммерческие организации, и не коммерческие, были полноценно интегрированы в учебный процесс так, чтобы процессы конца учебы и начала работы были соединены «безшовно». Чтобы адаптация к производственному ритму и рыночным отношениям происходила ещё на институтской скамье. Ведь тут что особо важно: необходимо, чтобы сразу после окончания института выпускник мог претендовать на серьезную зарплату, а для этого он должен быть не универсальным полуфабрикатом, а полноценной научной или производственной единицей.

Это прямая обязанность нас как профсоюза, это прямая обязанность института, если оно хочет претендовать на почетные места в рейтинге образовательных учреждений. Ведь сейчас мы обращаемся со своими будущими коллегами, находящимися на студенческой скамье как челноки со своими сумками — лишь бы быстро набить под завязку — а там как Бог управит.

Открою вам военную тайну: это не просто жестоко, это ещё и бессмысленно. 
Базовый набор компетенций у нас в отрасли так быстро меняется, что если чему и надо учить, так это самому процессу самообразования, при этом часть существующих учебных программ нужно рассматривать ещё и как тестовые примеры.

Например, при имеющемся обилии учебных материалов, ума не приложу - зачем тратить учебное время на изучение конкретных языков программирования. У нас есть опыт проведения 2-х недельных курсов после окончания которых школьники (!) или пишут компьютерные игры (один курс), или создают сайты (другой курс), при этом объем лекций и семинаров — ничтожно мал, точнее — его практически нет (методику таких курсов мы называем «сибирской»: отмороженные учат отмороженных). А если созданием подобных методик озаботятся профессиональные педагоги? Получится авторский продукт крайне востребованный и на внутреннем и на внешних рынках.

Наши эксперименты показывают, что такой образовательный продукт можно создать. И рынок говорит, что — нужно.

Для стимулирования преподавателей, для переориентации их на достижение высокого уровня зарплат выпускников, мы предложили проект «50-2» и доложились с ним на всероссийской конференции. Кратко его суть заключается в том, что если выпускник после окончания ВУЗ-а получает зарплату превышающую нормативную, то 50% от добавленной к его нормативной стоимости в течении 2-х лет он отдает одному или нескольким преподавателям и ВУЗ-у, 50% он оставляет себе в качестве вознаграждения за правильный выбор учителя и узкой специальности. Причем мы рассматриваем такой договор не как строго юридически обязывающий (есть масса жизненных нюансов, все не учесть), а как меж профессиональное этическое обязательство. Логично, что для этого нужно третье незаинтересованное лицо, лучше если оно и является по совместительству хранителем корпоративной профессиональной этики и банком репутаций. И это место по праву принадлежит 2Не организациям, и прежде всего профессиональным союзам- согласитесь, трудно было ожидать от меня услышать что-либо иное — не могу же я идти против очевидной логики :))

Если проект 50-2 перевести в цифры, то при номинальной зарплате в 50 тыс. руб. и имеющемся на рынке целевой позиции в 200 тыс. рублей, премия за прирост стоимости человеческого капитала составит 1 млн. 800 тыс. руб. за 2 года за 1 специалиста. Согласитесь: при 10 учениках (18 млн. рублей)  — неплохая премия преподавателю за высокопрофессиональный и честный труд. И это (200 тыс.руб.) не самая высокая почасовая оплата. Есть гораздо более высокая. Но для неё ещё требуется разработать продукт и вывести эту услугу на рынок. И, конечно, начать готовить кадры.

Положение же вещей при котором зарплата педагога составляет 40 тыс., а подготовленный им специалист уже номинально может претендовать на 50 тыс., то есть на 10 тыс. рублей больше, чем зарплата его учителя — такое положение вещей нельзя считать приемлемым, а такие рыночные отношения — цивилизованными.

И вот пример наглядного критерия работы успешного отраслевого профсоюза: количество машин представительского класса равно распределенных между автостоянкой ВУЗ-а и автостоянкой фирмы, где работают выпускники ВУЗ-а.

Одной из фундаментальных проблем нашей экономики, порожденной приватизацией 90-х годов является низкое инвестиционное качество порожденного капитала. Принято считать, что деньги не пахнут. Глубочайшее заблуждение! И пахнут, и более того — детерминируют.

Нам остро нужны умные деньги, много умных денег. Не бизнес, не общественные организации, не государство — по отдельности эту задачу не решат. Задачи системная, и решать её надо системно.

Профессиональный аспект.

В деятельности всех 2Не организаций работающих в ИТ- секторе важное место занимает решение сугубо профессиональных задач. Вот некоторые из них 

  • разработка регламентов, стандартов и методических рекомендаций;
  • разработка и обсуждение концепций;
  • популяризация и продвижение свободного программного обеспечения;
  • проведение конгрессов, конференций, круглых столов и семинаров;
  • ведение библиотек лучших практик, популяризация современных научно- технических достижений;

и т. д. и т. п. (подробно и точно - смотрите на сайте ИТ2Не организаций, список мы приложим в качестве рабочих материалов к статье)

При этом каждая из организаций имеет свою специализацию, обычно зафиксированную в её названии. Быть в курсе этой деятельности- это обязанность каждого профессионального участника рынка. Надеюсь меня услышат и в самое ближайшее время мы с коллегами, наконец,  сделаем кольцо наших российских ИТ2Не информационных ресурсов с тем, чтобы попав на любой из них, вы смогли пройдя по кольцу познакомиться со всеми нами. Это  во-первых.

Во-вторых, мы предлагаем не ограничиваться пассивным информационным онлайновым объединением, а создать полноценное ИТ2Не.ру -правительство, включив в него по должности всех руководителей 2Не организаций. Как известно, у нас появилось «открытое правительство» и соответствующий министр.

Грех возьмём на душу, если выпадем из тренда, тем более, что если с функционалом того «открытого правительства» мне лично не всё понятно на прикладном уровне, то с нашим ИТ2Не функционалом всё предельно понятно: надо сесть, не торопясь тщательно подумать и поделить сферы ответственности, делегировав другу другу соответствующие полномочия.

Мы здесь впервые объявляем об этой своей инициативе и надеемся получить поддержку со стороны всех заинтересованных лиц, в число которых мы включаем руководство профильных образовательных организаций, профильных нам организаций входящих  в систему российской академии наук (РАН) — у нас накопилось огромное количество проблем, требующих более интенсивных и дееспособных форматов взаимодействия всех институтов гражданского общества, действующих в сфере ИТ. Но это — планы.

А пока вернемся к обзору нашей текущей деятельности.

У нас (я имею в виду ПСПР как профессиональный союз) за 19 лет нашего существования также сложились свои, в чём то особенные виды деятельности (мы их называем проектами. Мы всю нашу деятельность строим на проектной основе).

Вот вопросы по которым вы можете обращаться к нам:

  1. Cертификация. Мы выдаем документ подтверждающий квалификацию в области разработки программных средств и, соответственно, обосновывающий ваши претензии в части заработной платы. Особенно такой документ востребован теми, кто собирается работать за рубежом. Что же касается нашей страны, то наши компании предпочитают «фирменные» узкопрофессиональные support- ные сертификаты, а в части сертификации разработчиков они привыкли полагаться на проводимые своими силами собеседования. Но и в этом случае (при собеседовании) наш сертификат не будет лишним, тем более, что получить его не просто, а потому — полезно проверить свои силы. «Сыпется» народ обычно на вопросах, связанных с архитектурой разрабатываемых программных средств, хотя мы достаточно либерально относимся к незнанию классических архитектурных решений, если они, например, заменяются собственными авторскими решениями. В качестве шпаргалки, перечислю наш золотой фонд архитектурных решений: GPS, Black Board, TOTE, адаптированные вариации на тему OSI, таблицы решений, внутрисистемная почта и шина. И поскольку, боюсь, что у наших молодых коллег даже этот скромный перечень вызывает легкую оторопь, позволю снова поднять вопрос об острой производственной необходимости модернизации учебных программ ориентированных на разработчиков программных изделий;
  2. консультации (1) по вопросам оформления и заключения договоров (договоров подряда, инвестиционных договоров, договоров заключаемых между Заказчиком и Исполнителем);
  3. консультации  (2) по проектам и регистрация проектов, в том числе- учебных. Услуга востребована, если вы начинаете проект и есть желание посоветоваться с профессионалами, точнее- «поиграть со стенкой» (тут без обид, тем более, что в роли стенки выступаем мы). Вряд ли мы вас отговорим от вашей затеи, а вот убедить сузить, расширить или как-то иначе изменить проект — это иногда удается сделать. Регистрация проектов позволяет избежать дублирования и сформировать «широкую» команду, за пределами личных связей;
  4. Поддержка и продвижение проектов, совместное участие в выставках (например, «в складчину»);
  5. Третейский суд. Речь идёт как о разрешении споров между физическими и юридическими лицами, так и споров внутри коллективов разработчиков, касающихся прав и обязанностей на всех этапах жизненного цикла проекта;
  6. «Черный» и «белый» списки физических, юридических лиц и ИТ - продуктов.

В заключении этого раздела, несколько дополнительных слов надо сказать о проблеме выбора проектов, в том числе, и выбора учебных заданий, имеется в виду темы курсовых и дипломных работ. Установилась недобрая традиция формулировать такие работы абстрактно отчуждённо от реалий профессиональной деятельности. Интересно, чему может научить такая работа? Непонятно. А вот от чего она может отучить — понятно: от умения глубоко  правильно и самостоятельно думать, от практического умения свои мысли превращать в реальные рыночные продукты.

Почему «у них» новый эпохальный язык программирования и транслятор с него может быть коллективной курсовой работой, а у нас нет? Прецедент советских времён есть, но не правилом, не традицией так и не стал.

Уверены, что мелкотемье деформирует профессиональное сознание и разжижает мозг. Возможно — необратимо.

Вот несколько тем (задач), вполне себе учебных и вполне себе профессиональных по самому высокому счету: 

  • в 2005 году мы разработали концепцию супердерева. В её основе лежит гипотеза, крайне важная для работ в области искусственного интеллекта. Она заключается в том, что единицей смысла текста является абзац. Вот из иерархии таких абзацев мы и встроили контент первого пилотного учебного сайта. В 2006 году (на год позже) появился Твиттер, основанный на той же гипотезе. Но если он и заимствовал нашу концепцию (что не факт, может сами придумали), то большая часть функционала так и осталась и непонятой и нереализованной. Чем не курсовой? А на выходе: потенциально многомиллиардный бизнес и трагический закат эпохи Твиттера;
  • из той же концепции супердерева (теперь мы её называем «русский лес» и не публикуем, но легко отдадим в хорошие учебно- педагогические руки) есть выход на создание текстового редактора нового поколения. Это тема уже и на диплом может потянуть;
  • есть проблема, связанная с идентификацией пользователей в Интернете. Сегодня любой Интернет проект вынужден содержать и обслуживать соответствующие компоненты так или иначе решающие эту задачу, хотя эти механизмы уже слабо помогают и спам- роботы всё равно прорываются туда, куда им не положено. Есть решение этой задачи связанное с выдачей Интернет паспортов (хотя это и отдельная самоценная задача), при этом в нашей трактовке, такой паспорт должен содержать набор одноразовых случайных ключей. Научиться получить такие ключи в промышленном объеме без помощи стандартных библиотек — хорошая техническая задача. В целом, получаем красивый и крайне востребованный пакет проектов. Ожидаемый результат: слава, девушки, цветы награды, в крайнем случае — немереная благодарность коллег и перспективы резкого карьерного роста;
  • вечно молодая и красивейшая задача: создание специализированного профессионально ориентированного поисковика по «длинному хвосту» (читать надо много, а искать — некогда да и времени жаль);
  • сегодня сервисы класса торрента позволяют организовать обмен файлами, но не данными и уж тем более- не знаниями. Ограничение это не так сложно обойти технически, но вот концептуально и «протокольно» - очень даже есть над чем поломать голову совместно с зарубежными коллегами в рамках международного проекта на обще мировую и свою узко профессиональную пользу;
  • у семейства продуктов объединяемых понятием «социальные сет» есть преданные поклонники. Есть и те, кто мотивированно не хочет ими больше пользоваться. Хороший умный и правильный вопрос, который можно и нужно ставить регулярно: социальная сеть нового поколения. Кстати, на одном профессионально проведенном тендере победителем стал отечественный проект (подчеркиваю: не фейсбук, не ЖЖ, не Твиттер);
  • мы разработали и будем предлагать к реализации нашему министерству концепцию «Облака контактов», которое не относится не к одному из типов Интернет сервисов. Мы будем предлагать также провести открытый тендер, который можно начать организовывать и проводить прямо сейчас.

(надо- список легко расширим, затей у нас собирается, как и большинства наших много и разнообразно контактирующих 2Не коллег,  — море. Мы ведь ка пчёлы: работаем- сутками, летаем- много, но берём только лучшее — чистый нектар).

Взаимоотношения с государством.

Многие 2Не организации создаются для консолидации усилий в части решения проблем, возникающих в отношениях с государством. Это могут быть проблемы с законодательством, правоприменительной практикой, проблемы с отдельными органами управления. Работа эта, учитывая качество нашей законодательно- нормативной базы- архиважная, и такая же архискучно- нудно- рутинная, поэтому позволю себе на этой теме подробно не останавливаться. Эта тема стоит отдельного специального разговора. Здесь отметим только несколько моментов.

Во-первых, несмотря на резкий рост репрессивности нашего законодательство в области охраны авторских прав, права наших разработчиков по прежнему так и не защищены, в отличии от тех, кого сейчас у нас принято называть «копирастами». Поразительно то, что это (рост репрессивности) идёт параллельно с либерализацией уголовного законодательства в части экономических преступлений.

Во-вторых, наша отрасль единственная, в отношении которой существует уголовная ответственность за профессиональную деятельность (речь идёт о так называемых анти хакерских статьях уголовного кодекса). Заметим, что построение современной системы обороны и национальной безопасности в электронном пространстве при сохранении этих статей является невозможным. И это пока единственный достигнутый этими статьями результат. А гонка вооружений в ИТ- области тем временем идёт полным ходом. При этом российские профессионалы занятые в этой области вынуждены работать в тех странах, где действует более вменяемое и адекватное законодательство. Заметим с грустью и тоской, что это одна из тех самых тем, которые редко подразумевают необходимость или даже возможность покупки обратного билета.

Заключение.

В начале 90-х годов наше общество и страна пинком были вброшены в рынок. Как только не называют те года сейчас: и лихими, и бандитскими. Наверное, это отчасти и так. Но в то же время это были годы потрясающей свободы и напряжённой учебы. Мы как прилежные школьники «ботаники» по западным учебникам штудировали азы рыночной экономики. И понадобились годы, что бы понять, как и в чём нас эти умные книги «разводили», хотя авторы вряд ли ставили прямо перед собой эту цель. Скорее, они сами этого не понимали, так же как рыба мало, что знает о воде в которой живет — эта среда для неё естественна и потому не осознаваема.

Рынок оказался тонкой и весьма хитро устроенной штукой, которая напрочь не работает вне гражданского общества. Там где он возник, стал цивилизованным и эффективным инструментом общественного развития, там вначале создавалось гражданское общество, регламентирующее рынок. Собственно оно (это общество) и создавало настраивало и выстраивало рынок. Рыночный фундаментализм — явление гораздо более позднего периода, когда секреты его создания и, отчасти, функционирования — утеряны, что необычайно способствует его обожествлению и переходу в разряд чудес.

Мы в очередной раз пошли свои путём и потому находимся там, где находимся, снова достигнув исторически значимого учебного результата: сначала мы показали всему миру как не надо строить социализм и до чего может довести планово- административный фундаментализм, теперь мы показали, как не надо строить капитализм и рыночные отношения.

Только сейчас, в последние годы, совершив наверное всевозможные ошибки, мы взялись за строительство гражданского общества. В области ИТ этот процесс начался раньше (мы вообще развиваемся в разы быстрее, чем другие отрасли) и сегодня мы имеем вполне развитый набор соответствующих институтов, во всяком случае — по номенклатуре и заявленным видам деятельности.

Дело осталось за малым: пора собственно начать выполнять свои управляющие, в том числе, регулирующие функции на постоянной и совместно регламентированной основе.
На прошедших митингах оппозиции часто звучал лозунг: «Мы здесь власть». Поспорю. Мы пока не власть даже в области наших жгучих профессиональных интересов  в области нашего горячё и искренне любимых информационных технологий. Мы пока не навели элементарный порядок в своём профессиональном «огороде». Мы только начинаем это делать. И сумеем это сделать только если научимся направлять гражданскую энергию в русло решения сущностно важных для нас задач. Исполнение властных функций подразумевает высокий уровень организованности и дееспособности. Тут нам пока нечем похвастаться.

Цивилизованный рынок — это продукт самоорганизации свободных людей, осознающих меру своей ответственности не только за свои узкопрофессиональные навыки, за свой профессиональный уровень, но и способных к конструктивной созидательной работе в области самоорганизации своей отрасли.

Эту работу никто кроме нас не сделает, а если и кто-то со стороны придет и сделает (а уже кое что кое кто уже понаделал, смотри по тексту выше), то уж точно нам мало не покажется. Человек может быть счастлив только в том мире, который построил сам, по собственному усмотрению и разумению вместе с другими такими же людьми, которые тогда и только тогда перестают быть просто населением, и начинают называться народом.

Наша отрасль развивается в разы быстрее, чем другие отрасли. Их будущее — уже наше прошлое. У нас появились феномены цивилизационного значения: викиэкономика, свободное программное обеспечение, социальные сети. Мы создаем инструменты меняющие мир, общество и государство. На повестке дня электронное государство, электронная и облачная демократия.

При этом мы сами организационно и концептуально катастрофически отстаем от собственных технологий. Это не просто плохо. Это очень опасно. Поэтому мы должны пересмотреть базовые критерии оценки своей профессиональной и гражданской деятельности.

Локально технологически первые, строго обязаны быть тотально- первыми. Специфика предметной области — обязывает.

Мы — готовы и уже начали эту работу.

Кто с нами?

{jcomments on}

Объявления

Дополнительное дистантное профессиональное обучение

ПСПР предлагает дополнительное дистантное профессиональное обучение по специальностям «промышленное программирование» и «архитектура программных средств». Обучение ведется на языке C, но это не суть. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.

Предложения услуг по аттестации и оценки квалификации

ПСПР предлагает услуги по аттестации и оценки квалификации. Практика показывает, что так легче найти высокооплачиваемую работу, в том числе и за рубежом. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.” 3.Заголовок: “Предложение по дополнительному дистантному профессиональному обучению” Текст:“ПСПР предлагает дополнительное дистантное профессиональное обучение по специальностям «промышленное программирование» и «архитектура программных средств». Обучение ведется на языке C, но это не суть. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.”

Участие в комиссиях, обследованиях, аудиту, экспертизе и оценки стоимости программных разработок

Группа «НовТ» ПСПР предлагает услуги по участию в приемных комиссиях, экспресс обследования, аудиту, экспертизе и оценки стоимости программных разработок, включая разработки в области «Искусственного интеллекта»

Предложение работ и услуг от МастерПро

Предлагаем услуги и принимаем заказы на программистские работы широкого профиля. В активе: C/C++, Pascal, PHP, PERL, Ruby, MySQL, JavaScript, AJAX, XML, HTML. Консалтинг в области информационных технологий. Написание авторского кода и адаптация типовых решений (Joomla,Mambo,Drupal,Typo,Wordpress, популярных скриптов)

Рекомендация ПСПР имеется.

Требуется инженер или математик САУ (делаем настоящих роботов ! )

Компании СМП-сервис на постоянную работу требуется инженер или математик САУ.
Разработка математической модели системы управления движением колесного робота.
Работа в средах MS Robotics, Matlab Simulink, в Зеленограде (Москва), возможно частично удаленная. Заработная плата 30-50 т.рублей