Версия 03.
(тезисы для Всероссийской научной конференции «Преподавание истории в школе как фактор социализации гражданина России» ( 24 апреля 2013 г.)
(есть желание обсудить - пишите на info СБК pspr.ru)
Субъективное время (а говорить здесь мы будем преимущественно о нём) — течёт неравномерно (линейность-1.).
В наибольшей степени эта нелинейность проявляется в информационных технологиях (ИТ): то, что происходит у нас за 3-5 лет, в других областях знаний и наук, их консолидирующих, занимает десятки лет. И если бы эта скорость прогресса в ИТ имела бы только положительные стороны, то тема данного выступления была бы существенно более узкой. Но , к огромному сожалению, сегодня ИТ представляет реальную (а не виртуальную) угрозу миру и человечеству: мы можем удалённо убивать людей, свергать правительства, способны сегодня устроить глобальный финансовый хаос. Корень беды тут в том, что позавчерашние люди с вчерашними мозгами получили в своё распоряжение оружие будущего, по сравнению с которым, ядерное оружие — уже кажется милым анахронизмом. И это — только начало.
История, философия, психология и религия катастрофически отстают от обеспечения и поддержки понимания насущных проблем сегодняшнего бытия, и позволим себе особенно выделить в этом ряду — историю.
Собственно конструктивной и прагматической частью моего выступления является огромная просьба — оценить адекватность действующей парадигмы истории с точки зрения реалий ИТ (уверены, что и физики присоединяться к нашей просьбе со своей стороны). Мы предлагаем всем, у кого наши слова найдут отклик в душе и сознании, объединить свои усилия в создании новой парадигмы субъективного времени, как базиса изучения и преподавания истории, как инфраструктурного проекта в интересах истории.
Мы вынуждены повторять молодым системным аналитикам фразу расхожую ещё со времён СССР «забудьте, чему вас учили в школе и институте». А на эту «интеллектуальную реабилитацию сознания» у нас нет времени — мы так отстаем от общемирового уровня развития ИТ, мы, наша отрасль, несёт, говоря языком дружественных наук, «издержки не совместимые с жизнью».
Строя и моделируя будущее, мы опираемся на историю. Как и Пушкин — это «наше- всё». И вот кратко тезисно, наше текущее понимание времени, которое мы используем в своей научной и инженерной деятельности, условно можно назвать это прототипом искомой нами парадигмы субъективного времени.
1) Субъективное (а, возможно, и физическое) время течёт нелинейно-1.
2) Прошлое и будущее — вариативны, причём счётно и весьма ограниченно (в пределах нескольких десятков альтернатив).
3) Время нелинейно-2, в том смысле, что оно не проецируемо на прямую линию без потери сущностно важных смыслов (знаний). Из этого следует, что изучать и преподавать историю — надо в вероятностном ключе, знакомя со всеми поддерживаемыми обществом гипотезами, давая свободу субъекту познания в выборе субъективных альтернатив. Это, кстати, позволяет резко снизить «политизированность» истории, снизить неконструктивные издержки на поиски единственной тотальной истины, мобилизовать интеллектуальные ресурсы на решение действительно сверх актуальных задач настоящего и прошлого (в том числе, и области ИТ и системной аналитики).
4) Математическая теория вероятностей, прежняя роль документов и фактов неприемлемы для оценки значимости вариантов прошлого и будущего.
5) С более, чем 80% вероятностью, в будущем может произойти только рецедив прошлого, что резко меняет роль и значение «правильного» (вариативного, аналитического) понимания истории. В то же время, необходимо культивировать способность видеть и понимать будущее (современный человек идёт в будущее словно пятясь- спиной вперёд), в том числе, на примере «прошлого будущего» (это одна из задач изучения и преподавания истории).
6) Несостоявшиеся альтернативы будущего — это история, которая завтра может стать настоящим.