(65 лет Муромскому радиозаводу)
Недавно наш президент во время поездки во Владивосток ввел в обиход новое старое понятие – личная ответственность! Так какова же мера этой личной ответственности перед президентом и есть ли она?
Не в столь далекие, по меркам истории, времена мера личной ответственности перед вождем народов была либо расстрел, либо двадцать пять лет лагерей без права переписки. Жестоко, но это работало. Что-то я не припомню разговоров о невыполнении правительственных заданий! Два года срывается Гособоронзаказ, а мы ищем «паникеров»! При всей неоднозначности фигуры Сталина, его слово действовало как закон. Выход был один – любой ценой выполнить поставленную задачу. Тот, кто получал такую задачу, действовал не менее жестоко, требуя от подчиненных безусловного выполнения.
Так была разработана и атомная бомба, и первые реактивные самолеты, так, в конце концов, была проведена индустриализация страны и, наконец, выиграна война!
Сейчас меру личной ответственности не знает никто. Она все время разная. От рядового выговора до тюрьмы. Часто мера личной ответственности подменяется понятиями, находящимися в сфере экономической эффективности! Да невыгодно это и все тут. У нас же рынок! Поэтому и буксуют предложенные нашими президентами проекты.
Проекты президентов – это, в конце концов, мера их личной ответственности перед народом! Не выполнят то, что хотели и обещали прилюдно, потомки проклянут и посмеются, как над Хрущевым за кукурузу и коммунизм к 80 году, как над Брежневым за социализм с человеческим лицом, Черненко с его честью и славой по труду, Горбачевым за борьбу с пьянством и строительством жилья к 2000 году, Ельциным с его суверенитетом и лозунгом: «Зарабатывайте сколько хотите» …
Сейчас общество очень интересует, какова мера личной ответственности за развал армии, сельского хозяйства, медицины, образования, промышленности… К кому президент должен предъявлять претензии за все это. Так может быть пора все же составить эти расстрельные списки! Может быть тогда, когда будет определена мера ответственности за неисполнение не с такой легкостью люди будут идти в министры, губернаторы, депутаты, директора … Может быть тогда эти должности будут занимать люди, понимающие свою меру личной ответственности и перед президентом, и, в конечном счете, перед народом!
А теперь от общих слов о личной ответственности перед президентом перейдем к ответственности, касающейся ответственности нашего Муромского радиозавода.
Муромский радиозавод - предприятие с 65-летней историей – это типичный представитель ВПК, не вписывающийся в экономическую «теорию гвоздей»!
Теорией гвоздей я называю ту упрощенную экономическую модель, которую навязывают нам наши современные руководители! Предположим, что в некотором государстве громадные запасы нефти и газа. Продавая нефть и газ, государство обеспечивает себя практически всем необходимым: самолетами «Боинг», поездами «Сапсан», вертолетоносцами «Мистраль», танками «Тигр», станками «Сименс», радиоэлектроникой из Китая, картошкой из Египта, мясом из Австралии… А все промышленные предприятия страны выпускают только гвозди. Разные гвозди: стальные, медные, алюминиевые, красные, желтые, стеклянные, деревянные … Вот тут все понятно, в такой экономической системе государству действительно не нужно вмешиваться. Делают предприятия гвозди, ну и пусть делают. В конце-концов не будет желтых гвоздей, используют красные или зеленые… Или купят у китайцев.
В стране, где есть предприятия ВПК ситуация совершенно другая. Муромский радиозавод, являясь на 100 % частным предприятием, делает некоторые комплектующие для комплексов С-300. Давно делает, наверное, уже лет 30. Никто и ничто не помешает мне, как директору, из экономической целесообразности прекратить выпуск этих изделий! У меня нет ни перед кем, никаких обязательств выпускать эту продукцию. Наша продукция – это не гвозди! Для того чтобы кому-то другому поручить выпуск этих самых блоков для С-300, потребуются громадные усилие – технологическое оборудование уже давно списано и не принадлежит Министерству обороны, специалистов-разработчиков нет в живых. Элементная база в электрических схемах-первоисточниках уже давно не выпускается. В общем, затраты, понесенные кем-то для возобновления выпуска этих блоков, никогда не окупятся из-за малого количества выпускаемой продукции. Месячный объем примерно 2 млн. руб. Контракты же страны на выпуск комплексов С-300 – это десятки миллиардов рублей! По теории гвоздей тут должен вмешаться рынок! По теории кто-то все-таки начнет вместо нас делать эти самые блоки. Но что-то в очередь желающих, как в мавзолей, мне не верится. Такая ситуация практически на всех предприятиях ВПК. Мы все еще делаем изделия для оборонки не по законам рынка, а по какому-то чувству долга, оставшемуся от Советских времен или, другими словами, у нас еще есть личная ответственность перед непонятно кем!
Ситуация в экономике напоминает мне сороконожку, которая в том старом государстве двигалась по своим законам, определяемым Советом Министров, Госпланом, институтами разработчиков, институтами заказчиков, военными приемками. Нам сказали, что сороконожка двигалась неправильно… Сейчас наши руководители пытаются научить нашу сороконожку двигаться, основываясь на рыночных отношениях и чужом западном опыте. Все, кто начал двигаться по новым правилам уже запутались и лежат на боку: медицина, образование, спорт, сельское хозяйство, станкостроение, радиоэлектроника…
Мы на заводе делаем не только блоки для С-300… Основная наша продукция – это системы громкоговорящей связи для ВМФ. Но вот что интересно. Уже много лет нам никто не заказывает новые разработки. У нас нет заказов на разработку новых систем для ВМФ, более того, даже то, что мы разработали по собственной инициативе, никому не интересно. Последняя разработка – совмещение громкоговорящей связи корабля с радиосвязью для обеспечения управления работами на полетной палубе, сделана нами по заказу индийских моряков для авианосца «Адмирал Горшков»! Такой системы управления нет на наших авианосцах. Видимо, наши моряки в ней не нуждаются, особенно, если учесть, что глотки у наших моряков луженые, и всегда есть возможность перекричать шум ревущего двигателя самолета! Подумаешь 120 ДБ!
Сейчас мы разработали ряд новых изделий в интересах ВКО. Прошли гос. испытания, получили литеру О1, аппаратура выполнена полностью на российской элементной базе, и, все равно, море нам, по-прежнему, не светит…
Так есть у нас в МО люди, лично ответственные за ГГС для ВМФ? Скорее всего, нет. А поэтому после блоков для С-300 мы можем прекратить выпускать продукцию и для ВМФ?!
Сейчас идет очередная нормализация движения сороконожки – расформировываются военные приемки. Боюсь, что в результате рухнет еще и качество военной техники и случай на Волге с круизным теплоходом покажется нам лишь цветочками!