Версия 0.2.0
Вопрос:
@aleksejsmir
Всегда занимал этот вопрос... Каковы взгляды буддиста на взгляды
других? Толерантен ли буддист? индуист?
Ответ:
Хотя это и не ответ, а цепочка рассуждений, не более. Внутренние
акустические колебания. Они сродни шуму сосен в бору или сливу
воды в унитазе :) Как мы можем отвечать латентному классику ИТ-
буддизма?
1) Толерантность в данном контексте для меня - неподходящее
слово, слишком широкое, как многие англоязычные: и сквозь зубы -
толерантен, и истинно добр - тоже толерантен. В русском слово
"доброта" - тоже не очень подходит, потому, что поверхностно
человек может выглядеть злым, а дело творить- доброе божеское.
Например Стив Джобс. Слово "влюблённый" в смысле суфия - ближе
к смыслу искомого понятия, но по-русски звучит неоднозначно. У
древних греков было два слова вместе одного (любить): эрос и
агапе (сколько у нас бед из-за этой путаницы). Вот в смысле агапе -
тут сущность выражена лучше. Поэтому, введём технический термин
А, имея в виду толерантность проявленную на фундаменте любви
класса агапе.
2) Великий Джавахарлал Неру в своей знаменитой речи
посвященной 2,5 тыс. летней годовщине буддизма, сказал, что Будда-
величайший реформатор индуизма, отказав ему таким образом в
праве на самостоятельное учение, что очень похоже на правду - в
раннем буддизме нет ни религиозности, ни космологии, ни
упоминания Бога или Богов. Собственно одна тема его
интересовала- избавление от страдания как путь к нирване. От
остальных - отшучивался, отвечал благородным или громоподобным
- молчанием. Так что, основываясь на своих рассуждениях и мнении
доброго человека - можем принять эту точку зрения и уйти от
рассмотрения двух философий, остановившись на индуизме и
переформулировав вопрос так: Индуизм = А (ИА)?
3) А как же он не А, когда в Индии есть храмы, в которых последние
3 тыс. лет не гас светильник у алтаря? Другой масштаб времени и,
соответственно мышления. Кстати, мир по ветхозаветным
верованиям был сотворён за 6 эонов лет (это правильный перевод с
арамейского), а эон - индуистская единица измерения -
несоизмерная нашему западному масштабу мыслей. А в индуизме,
есть рассуждения о событиях отстоящих от нас на тысячи эонов лет.
Если светлильник не гас - ИА или не ИА? Очевидно, что ИА.
4) Кроме того, на благодатном могучем стволе ИА (или корне)
выросли тысячи верований, некоторые достаточно строго
религиозные. И все живут в мире. Более того, каждый бабай может
сделать свой ашрам и там творить своё - никто слова плохого не
скажет.
5) А вот доказательство из нашей практики. Когда в ЖЖ мы только
начали тему ИТ- буддизм (теперь она переехала к нам на сайт), к
нам подошли поклонники Алмазной сутры - одного из самых
"ортодоксальных" течений в индуизме, одного из самых строгих. И
что? Ни одного худого слова в наш адрес.
6) И вот ещё доказательство не из Интернета. Один мой приятель
был в Индии в командировке и подружился с рикшей. Тот пригласил
его себе в гости. Его дом оказался на свалке и представлял собой
землянку. Внутри приятеля ждал шикарно накрытый стол (по
меркам крепко не богатого рикши). Но даже если бы мой приятель
просто выпил воды со стола- то его ждала бы куча приключений с
медиками. Поэтому он сразу твердо заявил, что его вера запрещает
ему днём и вечером вкушать пищу и даже- пить. Рикша удивился
наличию такой строгой веры, но не высказал ни малейших попыток
переманить в свою, более удобную и менее строгую веру. Правда и
интересоваться не стал, чтоб не отягащять свою карму.
7) А вот книжка (Радханатха Свами. Путешествие домой.)
написанная американским юношей. Книга лично мне - не очень, но
фактографический материал - несомненно ценен. Там сотни
доказательств и проявлений И в смысле А.
8) А вот почему мы тут на Западе такие какие есть? Это- тема. Как и
прогноз - тема, куда мы с этой злобой, "толерантностью",
"политкорректностью", "мультикультурностью" и "демократией"-
придём. Точнее - уже пришли, но из-за близости и погружённости в
суету - важность и актуальность тут осознать не можем (на уровне
общественного разума). Родина наша несомненно сохранилась
именно там (на Востоке, см. название упомянутой книги), оттуда и
надо брать примеры для учебы. Хотя какая тут учеба - ситуация уже
чрезвычайная. А Интернет её усугубляет кошмарными темпами
объемами и качеством. Тут наша (ИКТ- ишников) зона
ответственности, поэтому нам и отвечать.
9) Отсюда: и это тема (ИТ- буддизм). И иные недеяния (думаем и
рисуем Инет-3 (наш проект) и "Облако контактов" (другой наш
проект, первый подход к штанге Инета-3)).
10) Как относятся индуисты и буддисты к людям (в то числе иной
веры или атеистам) - нам тяжело судить (что могли написали и
будем писать), а вот как ИТ- буддизм относится, рассказать стоит
попытаться. Относится как и правильные профсоюзы: состоишь не
состоишь, веришь - не веришь - всё это "по- барабану". Есть
заслуги, нет заслуг - тоже. А вот, чтоб человек был хороший - тут
критично. Иначе или благородное или громоподобное молчание, что
не исключает помощи, если есть целесообразность и возможность.
11) Хотя о регламенте оказания " помощи" стоит поговорить
отдельно. Попадание в жизненную яму - плод огромной
деструктивной работы. И если достать из неё человека ранее некого
срока - то урок в прок не идёт, особенно если он эту помощь
настоятельно и крикливо требует. А иная яма для иного - лучшая и
единственная школа (в том её и смысл потаённый). Так что, творить
добро - нельзя, надо просто делать то, что велит душа - она редко
ошибается. От творения обычного добра возникает ощущение, что
кто-то что-то тебе должен (на этом или том Свете). Ничего
подобного (есть классные притчи на эту тему, и истории). Тут мы
расходимся с общепринятой нормальной традицией, но что-то
подсказывает, что, возможно, возвращаемся к истокам здравого
смыла, а значит и к традициям в далёком (дальнем) смысле слова.
11) А вот ещё история. Один наш товарищ, который отвечает у нас
за Гоа, как-то неудачно приземлился с парапланом и повредил что-
то в крестце. Травма привычная и характерная для всех
парашютистов, в 80% случаях, даже после сложнейшей и дорогущей
операции, человек остается инвалидом и хромает всю жизнь - в
лучшем случае. Обратился этот товарищ к местным нашим
товарищам (он у нас там в авторитете) и те организовали спуск с
горы тибетского монаха- врача. Тот прямо на рабочем месте (на
столе, где кроятся- шьются парашюты) провел операцию голыми
руками (а товарищ наш уже ходил только с тросточкой и ситуация
ухудшалось. На вопрос об размере оплаты - получил такой ответ: "А
сколько стоит твоя жизнь? А поскольку она безценна, то в таких
случая (спасения жизни) брать деньги нельзя".
Такое вот отношения к людям. Не благотворительность, не
"доброта", а рядовое простое ровное отношение: как дыхание -
просто естественно без философий.
Деньги (на обратную дорогу и для монастыря), я думаю, он
заработал потом на пляже делая массажи изнеженной и падкой до
экзотике ИТ- ишной (в том числе и в первую очередь, ведь - Гоа).