'

Любовь - астролябия истины

ВХОД

РЕГИСТРАЦИЯ




Профессиональный Союз . . .

. . . Программистов России

Тема 12. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

  • Международные валютно-кредитные и финансовые организа­ции условно можно назвать международными финансовыми ин­ститутами.
  • Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации слож­ного и противоречивого всемирного хозяйства.
  • К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего специали­зированные институты ООН — МВФ и группа Всемирного банка, а также Всемирная торговая органи­зация.
  • Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений.
  • Так, на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран.

Организация европейского экономического сотрудничества, со­зданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950—1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж).

  • Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г.
  • В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платеж­ных балансов, согласования условий экспортных кредитов (кон­сенсус).
  • Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и фи­нансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, раз­витию молодых государств.
  • ОЭСР — своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономичес­кой политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозиро­вания и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организа­ция развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулиро­вания, отсрочки платежей по государственному долгу стран.

  • Для избежания одностороннего моратория (отсрочки платежа) креди­торы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов.
  • Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками.
  • На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматрива­ется вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.
  • С середины 70-х годов разработка проблем межгосударствен­ного регулирования перенесена на уровень совещаний глав госу­дарств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Шве­цию.
  • На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам.
  • И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес цен­тробежным тенденциям («каждый за себя»).
  • Международные финансовые институты возникли в основ­ном после второй мировой войны, за исключением Банка междуна­родных расчетов (БМР, 1930 г.).
  • Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают при­нципы функционирования мировой валютной системы, осуществля­ют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Возникновение международ­ных финансовых институтов обусловлено следующими причинами.

  • Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
  • Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйст­венных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
  • Необходимость совместного решения проблем нестабиль­ности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились:

  • завоевание политической независимости этими странами;
  • повышение их роли в мировом развитии;
  • тенденция к региональному сотрудничеству и экономи­ческой интеграции в целях решения проблем национальной эконо­мики.
  • К региональным валютным и кредитно-финансовым ор­ганизациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирова­ния западноевропейской интеграции.

Международные финансовые институты преследуют следу­ющие цели:

  • объединить усилия мирового сообщества в целях стабилиза­ции международных финансов и мировой экономики;
  • осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  • совместно разрабатывать и координировать стратегию и та­ктику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
  • Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капи­тал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».
  • Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, от­ражается в деятельности международных финансовых институтов.
  • Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопро­сам, усилив свое влияние в МВФ.

Международный валютный фонд

  • МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND, IMF) предназна­чен для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затрудне­ниях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем пред­оставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валю­те.
  • Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН.
  • Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
  • МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир).
  • Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава.
  • Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г.
  • Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.
  • СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифи­цировал Статьи Соглашения о МВФ.
  • По той же причине в 50—60-х годах из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба.
  • В начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократи­ческой Республики и Республики Куба).
  • Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии — в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.).

Официальные цели МВФ:

  • «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения»;
  • «содействовать расширению и сбала­нсированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием развитие производственных ресурсов, достиже­ние высокого уровня занятости и реальных доходов всех госу­дарств-членов;
  • «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  • оказывать помощь в создании мно­госторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении ва­лютных ограничений;
  • предоставлять временно государствам-чле­нам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз­можность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

По мере эволюции мировой валютной системы, а также транс­формации деятельности МВФ Статьи Соглашения трижды пе­ресматривались.

  • Первая серия поправок (1968—1969 гг.) свя­зана с образованием механизма СДР,
  • вторая (1976—1978 гг.) определила основные принципы Ямайской валютной системы, сменившей Бреттонвудскую валютную систему,
  • третья поправка (1990—1992 гг.) предусматривала введение санкций в виде при­остановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не выполнивших свои финансовые обязательства перед Фондом.
  • Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его замести­телем.
  • Обычно это министры финансов или руководители цент­ральных банков.
  • В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, опреде­ление и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.
  • Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.
  • В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре­деляется их долей в его капитале.
  • Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса.
  • Такой порядок обеспечивает решающее боль­шинство голосов наиболее развитым государствам.
  • МВФ устроен по образцу акци­онерного предприятия: его капитал складывается из взносов госу­дарств-членов, производимых по подписке.
  • Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР.

Квота — ключевое звено во взаимоот­ношениях стран-членов с Фондом — определяет:

  • сумму подпис­ки на капитал;
  • возможности использования ресурсов Фонда;
  • сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении;
  • количество голосов страны в Фонде.

Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле с учетом следующих показателей:

  • ВВП;
  • объем текущих операций платежного баланса;
  • официальные золо­то-валютные резервы.
  • Поэтому квоты распределяются неравноме­рно.
  • До 1978 г. до 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% — национальной валютой.
  • В 1999г. после завершения одиннадцатого пересмотра квот капитал Фонда возрос до 212 млрд СДР (297 млрд долл.).
  • После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобрита­нии — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%.
  • Суммарная доля бывших социа­листических стран, входивших в СЭВ (Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Слова­кия, Чехия), а также Албании, Китая и республик бывшей Югос­лавии, составляет 10,0% и всех остальных 127 стран — членов Фонда — 27,2%.
  • Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд СДР, или 8,3 млрд долл.) занимает девятое место вслед за Канадой.
  • На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
  • Сумма квот стран СНГ и Балтии — 4,46% (9,5 млрд СДР, или 13,3 млрд долл.).

Кредитные механизмы

МВФ представляет кредиты в иностран­ной валюте странам-членам для двух целей:

  • во-первых, для покры­тия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и цент­ральных банков,
  • во-вторых, для поддержки макроэкономичес­кой стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.

В уставе Фонда для характеристики его кредитной деятель­ности используются два понятия:

  • сделка (transaction) — пред­оставление валютных средств странам из его собственных ресур­сов;
  • операция (operation) — оказание посреднических финан­совых и технических услуг за счет заемных средств.
  • Управление собственными и привлеченными средствами осуществляется раз­дельно.
  • МВФ производит кредитные операции только с официаль­ными органами — казначействами, министерствами финансов, стабилизационными фондами, центральными банками.
  • Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, осуществляет покупку (purchase) или заимствование (drawing) иностранной ва­люты либо СДР в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в ее центральном банке.
  • При разработке механизма Фонда предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэто­му национальные валюты, поступающие в МВФ, станут перехо­дить от одной страны к другой.
  • Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова.
  • На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредитов главным образом страны с неконвертируемыми или не используемыми в международных расчетах валютами.
  • Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты как бы «под залог» соответствующих сумм национальных валют.
  • По­скольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до их выкупа странами — эмитентами этих валют.
  • С середины 70-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы (facilities — механизм, устройство, система, фонд).
  • Для их форми­рования привлекались заемные средства из различных внешних официальных источников по преимуществу на основе соглашений с развитыми государствами и странами ОПЕК.

Нефтяной фонд (Oil Facility, OF)

  • Нефтяной фонд использовался для предо­ставления кредитов странам — импортерам нефти с целью покры­тия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974—1976 гг.).
  • Были выделены кредиты в объ­еме 6,9 млрд СДР (8 млрд долл.).
  • Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны — экспортеры нефти.
  • Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами.

Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие:

  • сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых),
  • обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики.
  • Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресур­сам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подоро­жавшей нефти.

Механизм дополнительного финансирования

  • Механизм дополнительного финансирования (Supplementary Financing Facility, SFF), или «Фонд Виттевеена» (Witteveen Facility) — по имени директора-распорядителя МВФ (1979—1982 гг.).
  • Цель этого механизма — предоставлять за счет заемных средств допол­нительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ.
  • Ресурсы Фонда (7,8 млрд СДР, т.е. свыше 10 млрд долл.) были сформированы за счет займов у 13 стран — членов МВФ, а также Швейцарского национального банка.

Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ

  • Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (Policy of Enlarged Access to Fund's Resources, 1981—1992 гг.).
  • Цель — предо­ставлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами.
  • Этот механизм использовался для осу­ществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширен­ного финансирования, и на более продолжительный срок.
  • В связи с увеличением квот стран — членов Фонда указанный механизм в ноябре 1992 г. был отменен.

 

ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА (ВБ)

  • Группа Всемирного банка (ВБ) — это специализированное финан­совое учреждение ООН, в состав которого входят:
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР),
  • Международная ассоци­ация развития (MAP),
  • Международная финансовая корпора­ция (МФК) и
  • Многостороннее агентство по гарантированию ин­вестиций (МАГИ).
  • Деятельность структур, входящих во ВБ, под­чинена единой стратегии, но каждая из них, руководствуясь общей целью, выполняет свои особые функции.
  • Всемирный банк — это крупнейший в мире инвестиционный институт, задачи которого ныне сфокусированы на борьбе с бед­ностью и отсталостью, стимулировании экономического роста и рыночных отношений в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой.

Международный банк реконструкции и развития

  • Международный банк реконструкции и развития — головной институт в составе группы учрежден в рамках Бреттонвудских соглашений в июле 1944 г. одновременно с МВФ; деятельность начал с июля 1946 г.
  • Уставный капитал МБРР, образуемый путем подпис­ки стран-членов на его акции, на 30 июня 1998 г. составлял 190,8 млрд долл., подписной капитал — 186,4 млрд, а оплаченный — 11,8 млрд долл., т.е. был равен лишь 6% подписного капитала.
  • Остальная часть подписки может быть востребована банком в слу­чае отсутствия у него средств для погашения его обязательств.
  • Однако в течение деятельности Банка подобной необходимости не возникало.
  • Подавляющую часть (94%) ресурсов МБРР привлекает путем эмиссии облигаций на мировом финансовом рынке.
  • Организационная структура МБРР построена по принципу акци­онерного предприятия.
  • Количество голосов в органах МБРР опре­деляется паем в его уставном капитале.
  • Этот показатель в отноше­нии отдельных стран периодически пересматривается в зависимости от их меняющейся роли в мировой экономике.
  • В период энер­гетического кризиса 70-х годов существенно возрос капитал некото­рых нефтедобывающих стран.
  • В 1998 финансовом году были увели­чены акции Дании, Бразилии, Испании, Южной Кореи, Турции.
  • Руководящими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган).
  • Совет управляющих, со­стоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на свои сессии для принятия важнейших решений один раз в год.
  • Причем эти сессии проводятся совместно с МВФ.
  • Членами МБРР могут быть только страны, вступившие в МВФ.
  • Это требование объясняется тем, что стра­ны — члены Банка обязаны проводить свою валютно-финансовую политику в соответствии с положениями устава МВФ.
  • На момент образования МБРР его членами были 38 стран. На 30 июня 1998 г. их число увеличилось до 182.
  • Таким образом, членами Банка являются практически все страны мира.
  • Это дает ему полное основание, вместе с его филиалами, называться Всеми­рным банком.
  • Банк оказывает большое влияние на движение капитала в мировом масштабе.
  • Действия МБРР не свободны от политических пристрастий стран, которым принадлежит ведущая роль в его органах.
  • Во главе Банка неизменно стоит американский гражданин.
  • Но вме­сте с тем основные декларируемые цели Банка — борьба с бед­ностью, стимулирование экономического роста, рыночных отно­шений — не могут быть поставлены под сомнение.
  • Другое дело, что методы достижения их далеко не всегда и не всеми одобря­ются.
  • Несмотря на высокопрофессиональную экспертизу проек­тов Банком, они бывают неэффективны, что также вызывает кри­тику в его адрес.

Кредитная политика

  • Опираясь на капитал, сформированный странами-участницами, МБРР аккумулирует средства мирового рынка капиталов и выдает ссуды государст­вам с ограниченным доступом к этому рынку, выполняя роль посредника.
  • Ссуды выдаются либо непосредственно правительст­вам, либо под их гарантию.
  • Этот механизм и основные цели остаются неизменными, однако стратегия и тактика МБРР, ис­пользуемые им инструменты меняются в зависимости от мирохо­зяйственных условий, ситуации в отдельных регионах, а также под влиянием критического анализа накапливаемого опыта.

Международная ассоциация развития (MAP)

  • Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г.
  • К этому времени обнаружилось, что за рамками деятель­ности МБРР остается большое число развивающихся стран, для которых рыночные, хотя и несколько облегченные, условия его кредитования неприемлемы.
  • Если учесть к тому же, что это были самые отсталые в экономическом отношении государства, то цель борьбы с бедностью оказывалась неэффективной.
  • Образовав фонд льготного кредитования через MAP, Банк получил возможность значительно расширить свое влияние на развивающиеся страны.
  • Причем членами MAP стали такие страны, как Индия, а затем Китай.
  • Образование MAP имело и еще одно важное значение для Запада.
  • Многочисленные просьбы развивающихся стран о созда­нии дополнительных фондов льготного кредитования отвергались на том основании, что такой фонд уже действует.

Кредитная политика

  • Кредиты MAP выдаются на срок от 35 до 40 лет, льготный период — 10 лет.
  • Ссуды беспроцентные, взимается только плата на покрытие административных издержек в размере 0,5 % годо­вых. MAP кредитует только правительства стран-участниц.
  • Пре­тендовать на льготные кредиты могут лишь те страны, которые по классификации ВБ относятся к группе государств с низкими до­ходами на душу населения.
  • В редких случаях делаются исключения с учетом состояния плате­жеспособности страны.
  • Подобное льготное кредитование не может осуществляться путем эмиссии облигаций, как это делает МБРР.
  • Ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран, а также трансферта прибыли МБРР.
  • По мере истощения ресурсов MAP страны-участ­ницы делают новые взносы.
  • Однако они обычно запаздывают, и MAP перманентно оказывается в кризисном состоянии.

Структура кредитов MAP имеет более ярко выраженную со­циальную направленность:

  • выше удельный вес кредитов на об­разование,
  • здравоохранение,
  • сельское хозяйство и
  • развитие сель­ских районов.
  • Клиенты МАР — это страны с низкими доходами, не интегрирован­ные в мировой финансовый рынок, а потому они оказались в стороне от кризиса.
  • Таким образом, различие в структуре кре­дитных потоков обусловлено прежде всего тем, что заемщиками МБРР являются страны со средними доходами, a MAP — с низ­кими.

Международная финансовая корпорация (МФК)

  • Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в экономику развива­ющихся стран, укрепления там частного сектора.
  • МФК выполняет функции, во многом отличные от МБРР, и тем самым существенно дополняет его инициативы.
  • В отличие от МБРР МФК не требует правительственных гарантий и берет на себя риски.
  • Поэтому отбор проектов отличается особой тщательностью.
  • Выделенные МФК кредиты обычно не превышают 25% стоимости проекта.
  • МФК располагает более широким набором инструментов, чем МБРР.
  • Она не только предоставляет кредиты, но и приобретает акции компаний.
  • Но при этом Корпорация не стремится к закреп­лению в качестве одного из собственника компании.
  • Ее задача заключается в привлечении своими действиями частных инвесто­ров, особенно нерезидентов.
  • Поэтому МФК регулярно обновляет структуру портфеля акций.
  • Так же как и МБРР, МФК основную массу ресурсов формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов.
  • Но ее финансовые возможности значительно меньше, чем у МБРР и даже у MAP.
  • МФК также осуществляет масштабную деятельность по оказанию технической помощи. В 90-х годах осо­бую известность получили ее усилия в сфере приватизации.
  • В юридичес­ком и финансовом отношениях Корпорация является самосто­ятельной организацией.
  • Однако она имеет единое с МБРР руково­дство и ряд общих служб.
  • Высшим органом Корпорации является Совет управляющих.
  • Обязанность членов этого Совета по совме­стительству выполняют представители стран, состоящие в Совете управляющих МБРР.
  • Функции председателя Директората МФК возложены по совместительству на Президента МБРР.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ)

  • Многостороннее агентство по гарантированию инвестиции (МАГИ) образовано в 1988 г. для стимулирования прямых ин­вестиций в развивающиеся страны. МАГИ страхует инвестиции от некоммерческих рисков.
  • МАГИ координирует свою деятельность с националь­ными страховыми компаниями.

К страхуемым рискам относятся:

  • отмена конвертиру­емости валюты и возникшие из-за этого препятствия по переводу прибылей;
  • экспроприация имущества инвестора;
  • военные дейст­вия;
  • политические катаклизмы и связанные с ними изменения в социально-политической обстановке;
  • невыполнение контракта вследствие правительственного решения.

К инвестициям, которые могут быть гарантированы МАГИ, относятся:

  • взносы в денежной или материальной форме в акци­онерный капитал;
  • ссуды, предоставленные или гарантированные акционерами,
  • а также некоторые формы неакционерных прямых инвестиций.
  • Обычный срок гарантий МАГИ — 15 лет, но возмож­но до 20 лет.
  • Гарантии могут покрывать до 90% объема ин­вестиций.

МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

  • МЦУИС – Международный центр по урегулированию инвестиционных споров ( ICSID — International Centre for Settlement of Investment Disputes) — одно из автономных международных учреждений.
  • Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.
  • МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т.н. Вашингтонской конвенцией).
  • Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции.
  • Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года.
  • Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах.
  • Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государственными и частными инвесторами (международный инвестиционный арбитраж).
  • МЦУИС работает, руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров.

Конвенция рассматривает два основных пути решения споров:

  • примирение сторон
  • и арбитражное производство.
  • В соответствии с этим, конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража.
  • Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным.
  • Размер платы утверждается Генеральным секретарем.
  • В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.
  • Членами МЦУИС являются 150 государств и Косово (по состоянию на апрель 2014 года).
  • Подписали, но еще не ратифицировали договоры о вступлении: Белиз, Доминиканская Республика, Эфиопия, Гвинея-Бисау, Кыргызстан, Намибия, Россия, Сан-Томе, Пакистан, Таиланд,  Молдавия.

 

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — между­народная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г.
  • Учредителями ЕБРР были 40 стран — все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Еги­пет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
  • Впослед­ствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государст­вами.
  • Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ.
  • На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ.
  • Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне.
  • Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великоб­ритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.
  • Главная задача ЕБРР — содействовать переходу европейских постсоциалистичес­ких стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы.
  • В целях реализации основной задачи Банка — способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике — Уставом ЕБРР предусмотрены функции ЕБРР.

Функции ЕБРР

  • Содействие развитию, образованию и расширению конкурен­тоспособного частного сектора, в первую очередь малого и сред­него предпринимательства;
  • мобилизация иностранного и местного капиталов для вы­полнения вышеуказанной деятельности;
  • осуществление инвестиций в производственную сферу, а так­же в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
  • оказание технического содействия для подготовки и реализа­ции проектов;
  • стимулирование развития национальных рынков капиталов;
  • оказание поддержки экономически выгодным проектам, в ко­торых участвует несколько стран-бенефициаров;
  • активное проведение операций в области экологии и устой­чивого развития;
  • выполнение других функций, идущих в развитие вышеиз­ложенных положений.

Основы деятельности

  • В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предусматривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демокра­тии, плюрализма и рыночной экономики.
  • ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор.
  • При этом пред­оставление государственных гарантий по таким проектам не тре­буется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска.
  • Таким образом, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как ком­мерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.
  • Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников.
  • Важнейшим условием при рассмотрении по­ступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования.
  • Основными объектами кредитования ЕБРР явля­ются частные фирмы или приватизируемые государственные пред­приятия, а также вновь создаваемые компании, включая совмест­ные предприятия с международными инвестициями.
  • Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предостав­лении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в ак­ционерные капиталы.
  • Эта деятельность должна дополняться кре­дитованием инфраструктуры или других проектов в государствен­ном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора.
  • ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран. 
  • С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи.
  • Наиболее важной из них стало содейст­вие в создании новых экономических условий в странах, где дей­ствует ЕБРР, в период изменения политической системы.

При этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпи­мых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопас­ность их соседей.

Другие задачи относятся к сфере:

  • бизнеса (поощ­рение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка);
  • инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетичес­ких систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства);
  • и эко­логии (совершенствование политики и прямые инвестиции в вос­становление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

  • использует разнообразные инструменты для гибкого креди­тования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
  • гармонично сочетает реализацию задач, намеченных страте­гией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
  • сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
  • сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосроч­ных планов развития;
  • осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
  • гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
  • стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

 

 

Объявления

Дополнительное дистантное профессиональное обучение

ПСПР предлагает дополнительное дистантное профессиональное обучение по специальностям «промышленное программирование» и «архитектура программных средств». Обучение ведется на языке C, но это не суть. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.

Предложения услуг по аттестации и оценки квалификации

ПСПР предлагает услуги по аттестации и оценки квалификации. Практика показывает, что так легче найти высокооплачиваемую работу, в том числе и за рубежом. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.” 3.Заголовок: “Предложение по дополнительному дистантному профессиональному обучению” Текст:“ПСПР предлагает дополнительное дистантное профессиональное обучение по специальностям «промышленное программирование» и «архитектура программных средств». Обучение ведется на языке C, но это не суть. Для членов ПСПР со стажем более 1 года- бесплатно.”

Участие в комиссиях, обследованиях, аудиту, экспертизе и оценки стоимости программных разработок

Группа «НовТ» ПСПР предлагает услуги по участию в приемных комиссиях, экспресс обследования, аудиту, экспертизе и оценки стоимости программных разработок, включая разработки в области «Искусственного интеллекта»

Предложение работ и услуг от МастерПро

Предлагаем услуги и принимаем заказы на программистские работы широкого профиля. В активе: C/C++, Pascal, PHP, PERL, Ruby, MySQL, JavaScript, AJAX, XML, HTML. Консалтинг в области информационных технологий. Написание авторского кода и адаптация типовых решений (Joomla,Mambo,Drupal,Typo,Wordpress, популярных скриптов)

Рекомендация ПСПР имеется.

Требуется инженер или математик САУ (делаем настоящих роботов ! )

Компании СМП-сервис на постоянную работу требуется инженер или математик САУ.
Разработка математической модели системы управления движением колесного робота.
Работа в средах MS Robotics, Matlab Simulink, в Зеленограде (Москва), возможно частично удаленная. Заработная плата 30-50 т.рублей